Лён не смогли заменить ни тёплая шерсть, ни естественный или искусственный шёлк. Лён (у древних римлян он назывался «linium») обладает уникальными свойствами. Он дарит людям масло, тончайший батист, брюссельские и вологодские кружева, простынное полотно, скатерти, бельё и одежду, отличающиеся прекрасными санитарно-гигиеническими качествами, долговечностью, прочностью и устойчивостью против гниения.
Под льняными парусами ходили суда по морям и океанам, принося новые открытия. Льняные холсты сберегли для нас творения великих мастеров кисти.
Льняная пряжа на разрыв почти в 2 раза крепче хлопчатобумажной и в 3 раза крепче шерстяной. Она гигроскопична — не только впитывает влагу, но и «отводит жару», обеспечивая отличное самочувствие, особенно в жарком и влажном климате. Вода испаряется с неё почти с той же скоростью, что с поверхности водоёма, в результате чего льняная ткань всегда свежая и прохладная. Лён не вызывает аллергии и задерживает развитие бактерий. Кремнезём, содержащийся во льне, предохраняет его от гниения. Недаром египетские жрецы носили одежды изо льна, который был символом чистоты, света и верности, а мумии египетских фараонов, забинтованные в тончайшие льняные ткани удивительной прочности, сохранились до наших дней. Гибель урожая льна в древнем Египте приравнивали к одной из «семи египетских казней». Когда не было ещё бумаги, многие книги писались на тканях. Так, одна из известных книг — «Льняная книга» древних этрусков — была написана на льняной ткани ещё в VII в. до н. э.
Сказочно красив лён, когда он цветёт. Поле становится голубым. Голубые, синеватые, реже фиолетовые, розовые или белые цветки собраны в кисти. Крупные (15-20 мм в диаметре), правильной формы раскачиваются они на длинных цветоножках. Однако, эту сказку можно увидеть только утром. Нежные цветки раскрываются с рассветом, а к полудню с наступлением жары снова складываются или осыпаются на землю голубыми снежинками.
С 1 га посевов пчёлы могут собрать до 15 кг меда.
Лён — одна из древнейших сельскохозяйственных культур. При археологических раскопках свайных построек неолита в Швейцарии были найдены обугленные остатки еды, приготовленной из семян льна, обрывки ниток, верёвок, сетей и тканей из льняного волокна. Таким образом, человек неолита уже возделывал лён.
Следы культуры льна обнаружены в археологических находках бронзового века в Испании, но большинство находок, говорящих о возделывании льна в доисторические времена, относятся к железному веку. Судя по ним, многолетний узколистный лён культивировался тогда уже по всей Европе, вплоть до Скандинавского полуострова. В Германии в напластованиях, сохранивших следы поселений человека железного века, найдены остатки хлеба, приготовленного из смеси зёрен пшеницы, проса и льна. Множество археологических находок, равно как и литературно-исторические и лингвистические данные, причисляют к древнейшим очагам культуры льна кроме Швейцарии и Германии также Индию, Китай, Египет, Месопотамию, Бухару, Афганистан, Хорезм, Туркмению, Малую Азию, Закавказье, Абиссинию, Алжир, Тунис и Испанию.
В Индии и Китае лён как прядильное, и тем более как масличное растение, был введён в культуру раньше хлопчатника — более 5 тыс. лет назад. Имеются данные, что за 3-4 тыс. лет до н. э. лён выращивали на волокно в Месопотамии, Ассирии и Египте, где выделывали тончайшие льняные ткани. Историк древности Геродот упоминает о льняной ткани, принесённой в дар Афине Родосской, где каждая нить состояла из 360 тончайших нитей. Культура льна процветала в Колхиде, которая платила льном дань туркам. Есть версия, что поход аргонавтов из Эллады в Колхиду за «золотым руном» был по сути походом за секретом получения тончайшей пряжи изо льна, продававшейся буквально на вес золота и не уступавшей египетской. Увы! Секрет этот не дошёл до наших дней.
Некоторые исследователи считают родиной льна западную Персию, откуда он попал и в другие страны, причисленные к древнейшим очагам культуры льна — Индию, Китай и районы Средней Азии, а также на запад и юго-запад, прежде всего в Вавилон и Египет. Есть основания считать, что и древний Рим, и древняя Греция позаимствовали культуру льна из Египта. Упоминания о льне начинают фигурировать в древнегреческой и древнеримской литературе с VI в. до н. э. Слова «лион» (греческое) и «линиум» (латинское), от которых, очевидно, и происходит русское «лён», встречаются в произведениях Гомера, Геродота, Теофраста, Плиния и других писателей древнего мира.
От римлян лён позаимствовали галлы и кельты — основоположники льноводства в Западной Европе, а от греков — славяне, положившие начало разведению льна в Восточной Европе. В древнейших очагах культуры льна на территории Средней Азии (в Афганистане и горных районах Бухары, Хорезма и Туркмении) использование льна вплоть до начала ХХ в. оставалось на примитивном уровне.
В Австралии льноводство распространилось, когда стали разводить разные виды растения раздельно в зависимости от целей и способов их использования — на волокно или на масло.
В России лён культивировался издревле. Льноводством занимались все славянские племена, населявшие восточную часть Европейской равнины до образования Киевской Руси. В X-XI веках лён возделывали на волокно и на масло в значительных количествах, он считался важнейшим растением, ведь он доставлял одежду и масло, был предметом ремесла и торговли. Крестьяне платили им оброк и подати, вносили его в царскую казну. Товарное льноводство на Руси возникло в XIII в., и с образованием Русского государства центр льноводства сместился в Псков, Новгород, а затем и в Суздальские земли. Торговля льном занимала видное место как внутри страны, так и в связях Руси с Западом. Русские князья собирали льном подати. Ярослав и Михаил Тверские облагали новгородцев за торговлю льном пошлиной «с короба». Великий Новгород, состоявший в Ганзейском союзе, был в то время центром русской внешней торговли, и в частности торговли льном.
С потерей для России выхода к Балтике и с открытием Северного торгового пути через Белое море Новгород утратил своё былое значение, и торговым центром русского льноводства стал Архангельск.
Тем временем в Западной Европе — в Бельгии, Великобритании, Нидерландах, Германии и Франции — техника выработки тканей из льняного волокна достигла несравненно более высокого уровня, чем в России. Русские льняные ткани не выдерживали в ту пору конкуренции широко славящихся повсюду голландских, фламандских и саксонских полотен, хотя последние и вырабатывались в основном из русского льна, которому не было равного по качеству и дешевизне.
Механизация обработки льна давалась очень тяжело. Многие страны развивали, а затем сворачивали производство льна. Наполеон I объявил конкурс с премией в миллион франков тому, кто разработает процесс получения тонкой пряжи механическим способом и тем самым избавит Францию от ввоза текстильного сырья. Крупный учёный химик Гей-Люссак и механик Ф. Жирар решили эту задачу, совершив переворот в производстве льняных тканей. Однако этот способ был изобретён уже после падения Наполеона.
Так как это изобретение было связано с наполеоновскими замыслами, на родине его авторов оно не сразу получило признание. Жирар был вынужден искать применение ему за границей. По предложению Александра I он основал в России, в Привислинском крае первую в России и в мире механическую полотняную фабрику, из которой впоследствии выросла знаменитая Жирардовская мануфактура.
Машинное прядение утроило производительность труда по сравнению с самопрялкой. Необычайно вырос спрос на лён, прежде всего русский, в Великобритании. Уже в 1837 г. импорт льна из России в Великобританию превышал 1,7 млн пудов и доля России в общем ввозе льна в эту страну достигала 70%. Ещё через 10 лет лён стал основной статьей русского экспорта, а Россия — главным поставщиком его не только в Великобританию, но и во все другие западноевропейские страны с развитой льноперерабатывающей промышленностью. Во внутреннем потреблении лён в России занимал тогда первое место после хлеба.
Ещё большего размаха достигло льноводство с развитием капитализма в России. Лён выращивали на обширной территории страны, и в больших количествах вывозили за границу не только волокно, верёвку, канаты, но также семена и масло, получая свыше 30% всей экспортной выручки.
Несколько раз появление новых, проще обработанных волокон (хлопчатобумажных, вискозных и синтетических), казалось, ставило льнопроизводство на грань катастрофы. Но производство льняных тканей сохранилось, причём сочетание льна с новыми волокнами позволило обеспечить высокие потребительские свойства тканей.
Разнообразие природных факторов в пределах обширного ареала культуры создало резко отличающиеся друг от друга типы льнов: от высокорослых одностебельных долгунцов севера, нередко достигающих 125 см в высоту, до карликовых кустистых форм льнов горной Абиссинии, едва поднимающихся в высоту до 25-30 см; от предельно скороспелых (крайний север и высокогорные районы) до чрезвычайно поздних форм льна, выращиваемых на поливных землях Азии. Различия между ними в продолжительности вегетационного периода столь велики, что одни только зацветают, когда другие уже созревают.
Наряду с естественной дифференциацией, в зависимости от природно-климатических условий шёл также процесс искусственной специализации культуры льна, обусловленный требованиями, которые предъявлял к этому растению человек. В результате получились разные виды льна — прядильные и масличные. Первые носят общее название долгунцов, а вторые — кудряшей. Как переходные между этими двумя основными типами — промежуточные формы льнов, так называемые межеумки. Всего известно около 300 видов льна, в СНГ — свыше 40.
Лён-долгунец (прядильный) возделывается на полях как яровая культура, иногда встречается (как примесь) и в других посевах, а также по краям дорог, возле жилья. Растёт преимущественно на супесчаных и суглинистых почвах, в условиях влажного и теплого климата.
Признано, что Россия — родина льна-долгунца. Это одна из наиболее трудоёмких культур. Стебли для выделения волокна подвергают первичной обработке — вымачиванию или запариванию, мятию и трепанию. Из льняного волокна (в стеблях его 20 -28%) делают ткани, из костры (измельчённые стебли) — звуко- и термоизоляционные плиты, которыми отделывают салоны автобусов и самолетов.
Посевы льна-долгунца в мире незначительны и из года в год сокращаются, но сбор остаётся примерно на одном уровне — почти 600 тыс. т в год — благодаря повышению урожайности. Традиционно его выращивает определённый круг стран (не более 20), расположенных в основном в средней полосе Европы — от Урала до Атлантики. В эту зону входят страны бывшего СССР, на который приходилось свыше 70% мирового производства льна (Белоруссия, Нечерноземная полоса России, Прибалтика), Восточной Европы (16%), а также Франция, Бельгия, Нидерланды (в сумме около 10%); Египет, Турция, Китай, Аргентина и Чили (в совокупности примерно 4% мирового урожая льна). Экспортируют лён преимущественно западноевропейские страны.
После распада СССР лён-долгунец стал для текстильной промышленности России единственным натуральным экологически чистым целлюлозным сырьём. Его посевы можно размещать на территории в 1,5 млн га, особенно в Нечернозёмной зоне. Однако из-за упадка платежеспособного спроса значительной части населения затруднена реализация льняных тканей, выпуск которых сократился за 1990 -1995 гг. с 500 до 130 млн м2, или почти в 4 раза.
Лён-кудряш (масличный), или «рогач» — более теплолюбивое и менее требовательное к влаге, чем лён-долгунец, растение. Семена масличного льна содержат до 52% масла, которое употребляют в пищу. Применяют его (как и семена) в медицине. Масло это относится к категории высыхающих масел, которые твердеют на воздухе, поэтому оно (как и масло льна-долгунца) особенно ценно для производства олифы, лаков, красок и эмалей. Между тем оно всё чаще заменяется синтетическими маслами, поэтому его производство сокращается.
Жмых — хороший корм для молочного скота. Льняной мякиной, получаемой при раздавливании коробочек, кормят свиней. Короткое волокно кудряша (10 -15% в стеблях) пригодно для выработки мешковины, брезента и других непромокаемых тканей, клеёнок, шпагата. Основные районы выращивания льна-кудряша в бывшем СССР — Казахстан, Западная Сибирь, Поволжье, степная зона Украины.
За последние 20 лет льноводство переживает не лучшие времена. Как и другие энерго- и трудоёмкие отрасли земледелия, оно оказалось в тяжёлом положении.
Рентабельность возделывания льна-долгунца в сравнении с зерновыми резко упала; посевные площади под льном в мире сильно сократились — почти в 1,5 раза (с 5,4 до 3,5 млн га), особенно в странах бывшего СССР (в частности, в России, Белоруссии, Прибалтике) и Восточной Европы, в Аргентине, которая ещё в 1980 г. лидировала в мировом производстве семян льна. Напротив, они очень значительно выросли в Китае и Индии, а также в США и Западной Европе. В то же время семян льна стали собирать за этот период несколько больше — почти 3 млн т в 1999 г. (против 2,3 млн т в 1980 г.). В настоящее время первое место по сбору семян льна занимает Канада, которая дает 35% этой продукции в мире, при этом занимая всего 16,4% мировых площадей под этой культурой. Эти шесть стран дают 86% мирового производства семян льна, остальные государства сильно уступают им. Аргентина собрала 85 тыс. т; Бангладеш — 50 тыс. т; Эфиопия, Франция и Египет — около 30 тыс. т каждая; по 27 тыс. т — Россия и Непал.
Выработка льняного масла в мире в 1999 г. составила 702,8 тыс. т. Крупнейшие производители — Китай (120), США (97), Индия (85), Германия (73), Бельгия и Люксембург (68), Нидерланды (57), Япония (30) и Великобритания (27 тыс. т).
Л.А. Аксёнова